Ственный институт наука и студенты: новые идеи и решения Сборник материалов viii-й внутривузовской научно-практической студенческой конференции Кемерово 2009 - страница 71

^ СМЕХ КАК ЭТИЧЕСКОЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ Костина Н.Е. Научный руководитель: Шимчук Т.А.
ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт»


Интерес к феномену смеха наука обнаруживает с самого момента своего зарождения. Ещё Аристотель заметил: «Из всех живых существ смех присущ только человеку». Смех лежит в одной плоскости с понятиями «homo sapiens» или «общественное животное». Актуальность исследования определяется тем, что изучение феномена смеха открывает новые возможности для целостного и многоаспектного понимания сущности культуры, общества, человека. Освещая различные стороны человеческой жизни, модели поведения, типы личности, смех не только описывает общество, но и дает ему оценку, важную для понимания сущности происходящих в современном обществе социокультурных процессов.

Смех является уникальным средством рассеивать завесу кажимости и обнажать скрытую суть происходящих событий. Смех играет важную роль и в осмыслении динамики развития социальных отношений. Вступая в диалог с прошлым, он позволяет понять настоящее и  найти возможные пути выхода из кризисных ситуаций современности. Для российского общества этот диалог важен и перспективен: обличая носителей самомнения и самодовольства, выступая противовесом авторитарной лжи, смеховая коммуникация сохраняет духовное здоровье нации в наиболее переломные и кризисные периоды ее развития.

Не менее актуален нормативный аспект смеха как одного из регуляторов ценностных установок. В таком аспекте смех приобретает нравственно-культурное значение как механизм обострения и последующего разрешения противоречия между сущим и должным. Ценным для современного этапа развития общества в России представляется и то, что смеховая коммуникация утверждает общечеловеческие жизненные ценности свободы, наполненные смыслами очищения, возрождения, единения, оптимизма и противостоящие авторитарным догмам и негуманным формам общения между людьми, как дома, так и на работе.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является раскрытие социокультурной сущности смеха, выявление и объяснение тенденций его функционирования.

Степень научной разработанности проблемы. Теории смеха сформированы на основе трех ключевых традиций. Первая – античная концепция смеха. Большая часть концепций опирается на идеи, возникшие в античной мысли. Определяющее влияние на теорию имели взгляды Платона, Аристотеля, Цицерона, выделивших аксиологические, эстетические, этические параметры смеха. Аристотель обобщил все мысли о смехе, высказывавшиеся до него. Но исследователи осознают, что аристотелевское определение сущности смеха не носит универсального характера. Возможно, что во второй части «Поэтики» он подобрался к разгадке тайны смеха. Тем не менее, вся последующая история изучения смеха и современные теории смеха имеют один корень – формулу Аристотеля, согласно которой смешное есть часть безобразного.

Второй традицией, оказавшей воздействие на понимание смеха, стала немецкая классическая философия, представленная трудами, прежде всего, И.Канта. В основе смеха лежит работа со смыслом. Концепция И. Канта получила наименование «концепции обманутого ожидания». Приступ смеха вызывает ложный страх.

Третья традиция реализована в работах представителей иррационалистического направления: А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, А.Бергсона, З.Фрейда. Иррационалистическая традиция показала сложность и неоднозначность феномена смеха, условность и ограниченность логических подходов к нему. В концепциях этой традиции обоснована необходимость учета волевых характеристик личности, механизмов интуиции и творчества, индивидуальных и коллективных бессознательных психических процессов.

Между всеми концепциями сущности смеха, которые известны в истории постижения тайны смеха, есть одно общее понимание, которое их объединяет – этическая составляющая смеха. Иными словами, все концепции смеха пытаются выявить «меру зла», содержащуюся в осмеиваемом явлении. Смех символизирует внутреннюю победу над этим несовершенством, над этой «мерой зла».

Трудность создания универсальной концепции смеха и выявления сущности смеха состоит, по мнению отечественного исследователя Л. Карасёва, в неразличении рядом исследователей двух видов смеха: смеха формального (неинтеллектуального) и подлинно человеческого смеха (духовно зрелого, интеллектуального). Парадокс смеха состоит в сочетании положительного характера смеха и зла, таящегося в вещи, которая вызывала улыбку.

Формальный смех – это неинтеллектуальный и неоценочный смех. Такой смех возникает, например, в американском юморе, когда в лицо летит торт; или в юморе передач «Скрытой камеры» в сюжетах, где внезапно для испытуемого занятый в сюжете актёр обнажает отдельные части своего тела.

Интеллектуальный смех имеет в основе нестандартный взгляд, выявляющий зло или несовершенство, к которому все привыкли и перестали замечать. Смешное – это уже осознанное, побеждённое, а потому прощённое зло. Отсюда победная позиция смеющегося: он отвечает злу смехом, т.е. добром, ибо сумел оценить степень зла и соотнести с ним свои возможности. Его ответ – не плач, не удар, но улыбка.

Парадоксальность смеха состоит в том, что, столкнувшись со злом, человек не бесится от злобы, не рыдает, но являет миру ликование, заменяя агрессию смехом. Исходная агрессивность умирает. Обезвреженное интеллектуальным трудом зло, «прощается» нами в смехе. Нас смешит не зло само по себе, а способ его подачи. Именно отсюда берёт начало разнообразие видов смеха, начиная от «мягкого юмора» и «доброй улыбки» и кончая «едким сарказмом» и «злой иронией».

Смех демонстрирует, что зло преодолимо. Механизм смеха един для всех культур и эпох человечества. Исторически менялась лишь «мера» зла, необходимая для смеха. Менялся объект смеха. Менялся и сам смех. А вот суть смеха оставалась во все века неизменной. «Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно», – в этих словах обозначена граница между злом, вызывающем слёзы, и злом, рождающим смех.

Итак, смех – социокультурное явление. Существует множество теорий смеха и его определений, но все они связаны с парадоксальностью смеха, выявляющей меру зла. Однако тайна смеха до сих пор остаётся неразгаданной. Раскрыты лишь некоторые аспекты смеха.

В современной культуре в условиях духовного кризиса общества постмодерна смех, к сожалению, превращается в разрушительный. Вместо катарсиса, который дарит подлинно человеческий смех (сатира, ирония, сарказм), в основе которого лежит любовь к человеку (таков гоголевский смех, чеховская ирония, сатира Салтыкова-Щедрина), мы видим в настоящее время перерождение смеха в откровенное издевательство, кощунство или имитацию юмора с его плоскими шутками («Маски-шоу», «Ширли-мырли», «Городок», театр Петросяна и др.). Отсмеять и выбросить из поля зрения – так обеспечивается комфортность существования. Смех теряет своё назначение и становится просто амортизатором, буфером против жизни. В этой своей функции смех ведёт просто к снижению жизнеспособности человека.

Смех должен отражать Правду. В противном случае юмор породит гримасу вместо смеха. Легкие смешки снижают терапевтическую функцию смеха. А нам так необходим здоровый философский смех в эпоху кризиса. Ведь русский человек всегда был способен смеяться над собой. Способность подняться над собой и увидеть неприглядные стороны своей личности и характера являются показателем высокого уровня интеллектуального и духовного развития человека и в целом всей народной культуры. Смех символизирует внутреннюю победу человека, победившего внутри себя страх и зло. Смех – это благовест, возвещающий грядущую победу над злом и несовершенством, радость освобождения от всего, что тяготит и мешает нам жить.

Таким образом, смех как коммуникативный феномен, пронизывающий сферы общественной жизни, приобретает универсальный мировоззренческий характер. Подобное положение делает его одним из ценных свидетельств истории человечества, важным явлением, способствующим пониманию общественных процессов настоящего, и ценностно-регулятивным феноменом, очерчивающим контуры будущего. Вследствие этого значимым является рассмотрение смеха как целостного социокультурного явления, через динамику которого ярко проявляются социальные отношения и культура, традиции, нормы, ценности человека и человечества.



1814328061371223.html
1814399862207944.html
1814632523113303.html
1814819661341302.html
1814951257998289.html